Две школы. Никита Перевышин
- Konstantin Frolov
- 4 дек. 2023 г.
- 3 мин. чтения
С Андреем Валентиновичем Фроловым мы дважды ездили на заключительные этапы всероссийских олимпиад: в 2000 г. на первую Всероссийскую олимпиаду по граждановедению и избирательному праву в Москву и в 2001 г. на первую Всероссийскую олимпиаду школьников по обществознанию в Киров. Помимо этого, были ещё с десяток различных конкурсов, олимпиад, которые в тот период только зарождались в России и в Башкирии.
Андрей Валентинович сильно выделялся на фоне большинства школьных учителей уникальным подходом к преподаванию и, уже тогда чувствовалась, его нацеленность на олимпиадное движение. Фактически я учился в двух школах: официальной общеобразовательной и в неформальной олимпиадной школе Фролова. Вот та самая вторая неформальная школа и стала в результате целым набором ярких воспоминаний о школьной жизни.
Андрей Валентинович описал свои принципы преподавания в «обычной», официальной школе, я бы хотел вспомнить его принципы преподавания в «олимпиадной» школе, какими я их увидел.
1-й принцип "Свобода и самостоятельность".
С позиции тогдашнего юношеского максимализма, многие школьные учителя откровенно не вызывали симпатий. Выражаясь современной терминологией, напоминали чат-ботов. Есть «гостовская» программа по учебнику – есть начитки этой программы – есть измерительные и контрольные мероприятия по данной программе. Такой алгоритм преподавания.
У Фролова я впервые увидел ученика как субъекта учебного процесса. Нет никакой единственно верной точки зрения ни в истории, ни в обществознании. Вместо этого есть критерий обоснованности позиции. Ты самостоятелен в формировании своих убеждений и свободен в выборе аргументации. На тот период это производило впечатление настоящей фантастики в привычных условиях монотонной и «серой» школьной учёбы. Не записаться к нему на спецкурсы и факультативы после этого было невозможно.
2-й принцип "Сократовский диалог".
Спецкурсы Андрея Валентиновича никогда не были тривиальным пересказом вузовских учебников и философских концепций с целью накидать как можно больше знаний, а дальше как уж усвоили. Каждое занятие на факультативе – это целое приключение по совместному поиску знаний. Никогда и никто не ощущал себя уставшим после таких занятий, даже когда они длились университетскую пару, а не школьный урок.
У нас в гимназии было два таких Демиурга для олимпиадников: Андрей Валентинович для гуманитариев и Шамиль Ирекович для математиков. На переменах могли случиться настоящие «дебаты» - кто из них лучше.))) К неудовольствию математиков, у них не было таких навыков в непредсказуемости и гибкости обоснованной аргументации.)))
3-й принцип "Учитель и ученик – одна команда".
Особняком здесь стоит олимпиада в г. Киров. Это была первая в России олимпиада по обществознанию. Никаких заданий предыдущих олимпиад, никакого алгоритма подготовки – всё с чистого листа. С одной стороны, можно было бы ему просто посмотреть что в итоге выйдет, но Андрей Валентинович был не таким человеком. После достаточно утомительного 20-часового автобусного переезда из Уфы в Киров, он буквально в течение этих же суток нашёл в себе силы переговорить со многими его коллегами из других регионов, они обменялись информацией, что у кого было по заданиям на региональных этапах – а задания, как выяснилось, значительно отличались. Благодаря такой самоотдаче и нацеленности на результат, не только я, но и два других участника от Башкирии, получили ценную информацию об экспресс-подготовке к тем направлениям, которые не были представлены на нашем республиканском этапе.
Но гораздо важнее была его поддержка. Непредсказуемость олимпиады вела к соответствующим результатам: после каждого испытания я то входил в первую десятку, то вылетал в третью десятку, то снова возвращался. И так 7 дней. Такой «маятник» провоцирует и аналогичные эмоциональные «качели». Он всегда мог найти нужные слова, чтобы быстро вывести из апатии при неудачных раскладах дня и вернуть «боевой» дух.
4-й принцип "Лояльность в обмен на самоконтроль".
В Кирове в первый же день выяснилась удивительная вещь – большинство олимпиадников не горят видеть в такой поездке 7-дневный марафон из решения заданий со смиренным, «пастырским» вечерним времяпрепровождением.))
Здесь каждый учитель проявлял себя как мог. Андрей Валентинович на второй день сказал: «Мне неважно как ты и где проводишь вечер, но за час до завтрака стучись ко мне в номер и я хочу видеть полного сил, красивого и замотивированного на день Никиту. На этом всё». Его подход и здесь сработал, в организации дисциплины на этот раз. И здесь он опять превзошёл многих своих коллег, теперь уже из других регионов, которые тратили вечера на длинные «партийные» лекции о важности дисциплины.
Пожалуй, на этом стоит закончить, хотя говорить об Андрее Валентиновиче как о педагоге можно часами. Я прочитал его «Принципы преподавания». В конце он вскользь упоминает обо мне, задаваясь вопросом: какой же из его педагогических принципов повлиял на меня? Я отвечу на этот вопрос. Дело не в конкретном принципе или их сочетании, дело в личности Учителя. 100 учителей могут хоть как за методичку их взять, но 99 из них так и будут «чат-ботами», пусть и усовершенствованными. Только 1 из 100 способен их правильно реализовать, потому что в душе верит и в них, и в своих учеников. И цель у этого 1 из 100 не отработать учебные часы, а выпустить из школы во взрослый мир самодостаточного и достойного человека.
С уважением и признательностью к Учителю,
Никита Перевышин