top of page

Принципы преподавания

Нет стремления более естественного,
чем стремление к знанию.

М. Монтень

 

Школьный звонок… Я иду по коридору на урок. Изо дня в день, из года в год… Так начиналась моя педагогическая деятельность, об этом все мои ежеминутные размышления сегодня, не успокоится сердце – я верю! – и в дальнейшем.

Но вернусь к эпиграфу. Эти слова французского мыслителя стали девизом научного общества учащихся "Демиург" лингвистической гимназии №91 г. Уфы, куратором которого являюсь я, Фролов Андрей Валентинович. Мне кажется, великий гуманист XVI века уловил суть педагогического мастерства, то, над чем бьются, ломают копья сотни ученых, педагогов, психологов – как сделать процесс воспитания и обучения более эффективным. Мы читаем статьи о новых педагогических технологиях, полемизируем на страницах журналов об образовательных инновациях, но все усилия учителя будут разбиты в пух и прах, если у учеников нет стремления к знанию. Счастлив тот преподаватель, который, любя свой предмет, зажигает юные души, бередит умы, дает толчок к поиску истины. Я думаю, любой учитель, войдя впервые в класс, мечтает увидеть огонек интереса в глазах своих учеников. Увы… Как часто иллюзии быстро рассеиваются: скучающий взгляд, ухмылка на губах, шепоток, еще хуже – насмешки.

"Что делать? Что делать?" – не раз панически спрашиваете вы себя, (Чернышевский, кстати, был не оригинален в этом вопросе).

Действительно, как сделать подачу знаний на уроке привлекательной для ребенка? С экранов телевизоров мы слышим призывы: "Даешь рейтинговую систему оценки знаний! Долой двойки и пятерки – пусть дети получают от 50 до 100 баллов!" Гордон и Соловьев с умным видом спорят о введении двенадцатилетнего образования… А дети как учились, так и продолжают: кто с ленцой, кто с энтузиазмом, кто с четкой целью (в соответствии с избранной будущей профессией), кто оттого, что "так мама сказала". А мы, учителя, ставим "двойки" энштейнам…

Второй по известности вопрос, поставленный А.Герценым, – Кто виноват? – по-видимому, так и останется риторическим: ученики недовольны учителями, родители бранят детей, учителя обвиняют правительство, правительство ищет "стрелочника"… Девять лет отдано школе, а, если точнее, истории, обществознанию, научно-методической работе, олимпиадному движению, исследовательской деятельности, наконец, дежурству на дискотеках (трудовая повинность – ночь "выпускного вечера"). Где-то анализируя ошибки, где-то случайно, где-то по наитию "свыше" (понимайте, как желаете) сложились определенные привычки, навыки, особый язык общения с учащимися. Этот опыт научно изложить достаточно сложно, но поделиться-то хочется. Кто-то раскритикует его, кто-то посмеется, но, может быть, кто-то найдет в нем что-нибудь интересное и полезное. Этот опыт я назвал "10 основных принципов преподавания истории и обществознания". Нескромно?…


 

 

1-й принцип "Полицейский режим".

Первый не по значимости, а по порядку. Как жалко бывает время, которое теряется на бесконечные споры о ширине полей, порядке записей, поведении во время урока и т.д. и т.п., обо всем том, что депутаты называют регламентом заседаний. Пусть иногда достаточно жестко (по-полицейски) и упрямо я убеждаю детей в том, что у нас будет простой, понятный, демократичный порядок проведения урока – требования минимальны: урок всегда длится 45 минут (в том числе и для учителя), учебники и тетради всегда с собой, за партой можно сидеть с кем угодно, но при этом учиться!, никогда не повышать голос друг на друга. Правила простые, но "железные". И это позволяет нам сэкономить время и нервы.

2-й принцип "Шоу-урок".

- Кто был учеником выдающегося учителя Лагарпа?
- Каково происхождение слова "шаромыжник"?
- А знаете ли вы, что любимой игрушкой великого Гете был башкирский лук?

Так начинается мое знакомство с восьмиклассниками в сентябре. Сложные формулировки, научно выверенные термины, элементы историографии, конкретно-исторический подход – все это будет потом. Сначала – шоу. Шоу-урок…

- Почти "О, счастливчик!" Вы и на Диброва немного смахиваете! – слышу одобрительный гул. Положим, до Диброва мне далеко, но впечатление от первых уроков осталось ярким. Мне кажется, учитель на первых порах должен заявить о своих способностях, показать любовь к предмету, поразить яркими историческими сценами и сюжетами.

3-й принцип  "Принцип Тома Сойера".

Уже вижу некоторые недоверчивые, скептичные лица. Из каждого урока шоу не сделаешь! Да и не надо (тем более шоу нам хватает в Государственной Думе). А в деле учителя есть и проверочные, контрольные работы, такие виды работ, которые по своей нудности можно сравнить только с покраской забора. Но вспомним Тома Сойера, и попытаемся превратить покраску забора в интересное занятие. Творческие задания, исторические загадки, логические ряды, задания на эрудицию и скорость выполнения – все это сделает проверку знаний не такой уж страшной и тягостной. Не называйте контрольную работу контрольной, превратите ее в конкурс или олимпиаду, где будут победители и не будет проигравших, и дети оценят это, здоровая конкуренция сделает свое дело и результаты будут отличными.

4-й принцип  "Оценка на день, а не на всю жизнь".

Слезы, слезы, слезы… Измученные дети, суетливые родители, нервные учителя – такую картину можно наблюдать довольно часто. Причина – оценка превратилась в приговор. Допустил ошибку в сочинении, забыл дату крестового похода Владимира Мономаха в степь, перепутал название инертного газа с металлом – соответственно лишился золотой медали, испортил средний балл аттестата и потерял шанс поступить в вуз, получить желанную профессию. Очень часто оценка становится единственным стимулом и одновременно карой для ученика. Это плохо. Что делать? И учителю, и ученику осознать одну простую истину: оценка – лишь показатель знаний в данной области в данный момент времени конкретным человеком, который не лишен недостатков.

Вздохнули спокойно! Перестали "двойку" или "тройку" превращать в катастрофу! Неудача временна, а завтра птица счастья улыбнется именно Вам! И так всю жизнь.

5-й принцип "Брейн-ринг".

Хорошую игру придумало человечество – "Брейн-ринг". Идет урок, все устали, хочется отдохнуть, но до звонка еще 15 минут. И тут задаю ученикам не самый сложный вопрос на скорость мышления и эрудицию. Кто быстрее? Тому "пять". Ученики мгновенно проснулись, творческие способности включились, и вот он, правильный ответ, через 20 секунд. За этот отрезок времени мы успели отдохнуть, вспомнить или узнать новый факт, а кто-то успел отличиться. Здорово!

6-й принцип "Принцип археологических раскопок".

"Брейн-ринг" – здорово, но мало. Большинство детей хотят искать и узнавать, делать свои маленькие открытия. Энциклопедии, специальные справочники, монографии, воспоминания – целый клад знаний зарыт в них. Добровольцы, вперед!


Желающие приступают к "археологическим раскопкам" (вопрос задается поистине сложный), первый докопавшийся до правильного ответа получает "отлично". Эффект потрясающий – обыкновенный троечник в желании получить "легкую", как первоначально кажется, "пятерку", перелопачивает десятки страниц справочной и научной литературы, проделывает определенную исследовательскую работу, запоминает огромный фактический материал. И радостно бежит сообщить учителю о своем открытии.

7-й принцип "Ролевая игра "Несоответствие".

10-й класс, сложная тема: "Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского". Как заинтересовать детей и попытаться разобраться в споре "первого русского диссидента" с безумным тираном? Назначаю на роль тирана тихого и скромного Кирилла. Класс слегка возмущен – это несоответствие, какой из него тиран? Вот сидит самодовольный красавец Паша – он больше подходит. Но учитель непреклонен. Постепенно спор переходит в историческое русло XVI века. Класс (коллективный Курбский) пытается убедить тирана смягчить свое самодурство. Кирилл Грозный сопротивляется. Звенит звонок. Спор не окончен. Но тема изучена. Неплохо!

8-й принцип "Аромат эпохи".

Открываю учебник для 11-го класса. Иллюстраций практически нет, бытовые подробности исторической эпохи отсутствуют, воспоминания современников событий лишь в виде микроскопических отрывков. Ученики скептически смотрят в текст. Может быть, и полезно, но ужасно скучно. Нет "аромата эпохи".


Часто сокрушаемся: современные дети не патриотичны. А мы всегда были патриотами? Почему так получилось?


Вспомним 70-е. Мы были патриотами. Но не потому, что зачитывались отчетными докладами Генерального секретаря ЦК КПСС очередному съезду, – мы гордились победами наших хоккеистов над самыми крутыми профессионалами НХЛ, мы знали о полном превосходстве советской балетной школы, мы балдели, десятки раз пересматривая фильм Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!" – энциклопедию советской жизни эпохи застоя, мы потихонечку гордились тем, что Андрей Сахаров и Александр Солженицын – наши соотечественники. Это и есть "аромат эпохи", и задача учителя – донести его до каждого ученика. Тогда все будет хорошо.

9-й принцип "Принцип исторического анекдота".

45 минут напряженно копаться в исторических фактах – дело сложное и утомительное для ребенка. Вижу, как начинают уставать дети, как падает внимание и нарастает непроизвольный шум.


- Никита Сергеевич! Правда ли, что при коммунизме продукты будут заказывать по телефону?
- Правда! Но и выдавать их будут по телевизору!


Исторический анекдот, забавный исторический случай, естественно с ароматом эпохи – и вы улыбнулись вместе с детьми. Можно продолжать изучать любимую историю!

10-й принцип "Принцип сериала".

Вспомним недавнее прошлое. Советские сериалы. Каждый вечер мы расстраивались, когда заканчивалась очередная серия. Что будет дальше? Это мы узнаем только завтра. А как хочется поскорее!

Платону предложили самому выбрать себе наказание… Цезарь остановился на реке Рубикон… Наполеон вошел в Москву… Александр Второй 19 февраля 1861 года 3 часа подряд держит перо над указом об освобождении крестьян…

9-го ноября 1989 года десятки тысяч жителей столицы ГДР двинулись к берлинской стене... Что будет дальше? Ребята, уходя с урока, немного, капельку расстраиваются. Но мы обязательно узнаем это в следующей "серии", на очередном уроке истории.

 


Вот, наверное, и все. Насколько мои мысли оказались понятными и полезными, решать Вам. Прав ли я, не знаю? Вспоминаю своего ученика Никиту. Я познакомился с ним, когда он учился в 8-м классе. Закомплексованный, равнодушный к учебе, боящийся учителей. И вдруг в 9-м классе он пришел на спецкурс по правоведению, который обычно посещают потенциальные медалисты. Не знаю, какой из моих принципов оказал решающую роль? Но в глазах мальчика родилось стремление к знанию.

Сегодня он уверенный в себе молодой человек, победитель городских и региональных олимпиад, участник финалов всероссийских олимпиад по обществознанию и граждановедению, лауреат всероссийского конкурса "Первые шаги". Сейчас он знает больше, чем я, и я счастлив, что смог подтолкнуть этого мальчика к своему первому шагу, всего лишь пробудив в нем стремление к знанию.

Рабочая неделя подходит к концу. В голове крутится название фильма "Доживем до понедельника". Грустная фраза. Хочется ее переделать: "С нетерпением дождемся понедельника". Я снова пойду в свою школу. В дверях встречу нашего вечного вахтера и сторожа – бабу Зину. Зайду в свой кабинет и в очередной раз подумаю: "Чертовски прав этот Мишель Монтень."

Андрей Фролов

Если вы обнаружили ошибку или хотите чем-то поделиться, пожалуйста, заполните форму.

© andreyfrolov91.com, 2023

bottom of page